Cubana de Aviacion уверена в пермских моторах

19 марта 2019

Флагманская авиакомпания Республики Куба — Cubana de Aviacion — сегодня имеет в своем парке восемь самолетов российского производства: четыре Ил-96-300, два пассажирских Ту-204-100Е и два грузовых Ту-204СЕ. Все они оснащены двигателями ПС-90А разработки пермского КБ. Об особенностях эксплуатации пермских двигателей кубинской авиакомпанией ответил главный специалист по двигателям Cubana de Aviacion Энрике ПЕРЕС АГИАР.

— Покупка преимущественно российских ВС объясняется экономической блокадой и санкциями со стороны США и других государств мира. Если бы была возможность, Вашу компанию заинтересовали бы «аэробусы» или «боинги»?
— Нашей авиакомпании, как и любой другой, интересна та техника, которую мы можем уверенно эксплуатировать долгое время.
На первый взгляд эксплуатация «боингов», «аэробусов» экономически выгодна: самолетов и двигателей для них произведены тысячи. Их легко ремонтировать: из-за территориальной близости их удобно доставлять на Кубу. К сожалению, Россия находится очень далеко. Согласитесь, вести бизнес в таких условиях непросто.
С другой стороны, техника российского производства — залог спокойной работы и абсолютной уверенности в завтрашнем дне. Эта уверенность сохранилась у нас еще со времен существования Советского Союза. Мы ни на минуту не сомневаемся в добросовестности наших российских коллег, которые не забудут о нас в трудную минуту.
У нас богатый опыт эксплуатации российской техники и доброжелательные отношения с партнерами из России. Поэтому мы уверены: самолеты Ил-96-300 и Ту-204 под флагом авиакомпании Cubana de Aviacion будут успешно летать еще не меньше 30 лет.

— Какова география полетов ВС Вашей компании?
— На Ил-96-300 мы интенсивно летаем в Испанию, Аргентину, Бразилию. В Россию, к сожалению, пока регулярных рейсов нет, но в 2019 году мы рассматриваем возможность возобновить полеты в столицу России.
Самолеты семейства Ту-204 перевозят пассажиров и грузы в основном в страны Латинской Америки: Мексику, Аргентину, Бразилию, Панаму. Впрочем, нашим лайнерам знакомо небо и Северной Америки. Не сомневайтесь: самолеты с двигателями ПС-90А не стоят на земле — мы используем их максимально!

— Можете ли Вы сравнить самолеты советского периода и современные с точки зрения их качества, надежности?
— Современные самолеты и двигатели российского производства ничуть не уступают высокому качеству авиатехники советской эпохи. Вопрос в другом: как их эксплуатировать. Как уже было сказано, выполнение различных форм техобслуживания, капитальный ремонт как воздушного судна, так и двигательной установки — дорогостоящие операции. Кроме того, климатические условия России и моей страны очень разные. Двигатели ПС-90А оказались в непростых тропических условиях эксплуатации, что, разумеется, не могло не отра-зиться на ресурсе некоторых узлов и агрегатов.

— Как были усовершенствованы двигатели Вашей компании в процессе эксплуатации?
— Еще в начале эксплуатации ПС-90А были вопросы, связанные с работой коробки приводов, центральным приводом, но их быстро решили. Затем произвели модернизацию двигателей путем установки звукопоглощающих конструкций (ЗПК) второго поколения. Установка ЗПК нового поколения из композитных материалов значительно повысила акустические показатели ПС-90А. Для более эффективной работы двигателей в условиях высокогорья агрегат зажигания ПВФ 22-7 был заменен на ПВФ 22-20.
Хочу подчеркнуть, мы открыты для предложений по дальнейшему обновлению техники и готовы к дальнейшему сотрудничеству с пермскими двигателестроителями.

— Остались ли нерешенные вопросы по ПС-90А Вашей компании?
— На мой взгляд, особого внимания заслуживает прогар лопаток первой ступени турбины высокого давления (ТВД) и сопловых лопаток второй ступени ТВД. Я объясняю это особенностями климата: большая влажность, высокие температуры, низкое атмосферное давление в условиях высокогорья — все это сказывется на эксплуатации узлов, агрегатов, модулей двигателя.
Еще одной причиной прогаров может быть качество материала, из которого сделаны лопатки. Разработчик ПС-90А — «ОДК-Авиадвигатель» — постоянно работает над решением этих проблем. Для увеличения износостойкости сопловых лопаток на них наносят керамическое теплозащитное покрытие, но, к сожалению, это не панацея. Мы знаем и о других разработках пермских конструкторов — лопатках с оптимизированным охлаждением, лопатках из интерметаллидного сплава ВКНА и лопатках из сплава ЖС32-ВИ. Надеюсь, что все эти меры продлят работу двигателя на крыле и они смогут «летать» до 10 тысяч часов. В данный момент максимальная наработка ПС-90А до съема с крыла по причине прогара лопаток ТВД составляет 7–8 тысяч часов.

— Как налажено обслуживание двигателей?
— Cubana de Aviacion и «ОДК-ПМ» сотрудничают в рамках договора, в соответствии с которым двигатели нашей компании проходят капитальный ремонт на заводе-производителе. Отправка двигателя в Россию не влияет на плановое выполнение рейсов, потому что у нас есть резервные двигатели. ПС-90А — хороший двигатель, которым оснащен практически весь наш авиапарк.
Практически все работы на двигателе мы выполняем сами. В 2010 году руководство компании обучило своих технических специалистов в Перми, в учебном центре «ОДК-ПМ». Каждые три года мы посылаем новых специалистов на обучение или повышаем квалификацию уже обученных людей, несмотря на то, что на Кубе постоянно находятся два представителя «ОДК-ПМ», которые оказывают консультационную помощь. Если у нас возникают какие-то сложные вопросы, требующие оперативного решения, пермяки всегда помогают. Мы отправляем официальную информацию о возникшей проблеме в Управление поддержки заказчика «ОДК-ПМ». При необходимости они обращаются в «ОДК-Авиадвигатель», находят решение проблемы и транслируют его нам.

— Проводился ли в Вашей компании модульный ремонт ПС-90А?
— Да, в нашей практике были заменены ТВД в условиях эксплуатации. Замены проводились специалистами «ОДК-ПМ», которые специально приезжали на Кубу.

— Планируете ли еще модульные ремонты?
— Если у пермяков появятся модифицированные модули ТВД, например, которые позволят продлить эксплуатацию ПС-90А до 12 тысяч часов, мы с удовольствием заменим. Мы готовы пробовать все лучшее. Тем более что наши самолеты периодически становятся бортами специального назначения. Это большая ответственность.

— Cubana de Aviacion — государственная авиакомпания. Что для Вас важнее: политика или бизнес?
— Мы стараемся находить баланс политических и экономических интересов. Государственные интересы превыше всего, но компания должна быть прибыльной, ведь для поддержания летной годности самолетов и двигателей нужны средства.

— Значит, нужно увеличивать пассажиропоток. А каков он на сегодняшний день?
— Все зависит от рейса. Большим спросом пользуются Бразилия, Аргентина, Мексика, Венесуэла. Раньше была полная загрузка бортов, летавших в Испанию. Но сейчас у нас появился конкурент — новая авиакомпания.

— Доставка грузов тоже хороший способ пополнить свою казну. А возят ли Ваши воздушные «грузовики» что-то интересное, неординарное?
— В основном грузы довольно прозаичные: почта, товары народного потребления и т.д. Но бывают и необычные грузы. Например, цветы из Голландии. Эти рейсы проводились с промежуточными посадками в Канаде. Перевозили также дельфинов, лошадей.

— Для островного государства, каким является Куба, авиагрузоперевозки не просто важная часть бизнеса, но и способ жизнеобеспечения. Грузовых коммерческих самолетов, наверное, должно быть больше, и они должны быть разного типа. У Вашей компании два Ту-204СЕ для перевозки грузов на паллетах. Не рассматривался ли вопрос приобретения рамповых самолетов типа Ил-76 для расширения возможностей грузоперевозок?
— Еще во времена СССР на Кубе были два грузовых самолета Ил-76, и они прекрасно летали. Но в период российской перестройки мы вынуждены были поставить самолеты на хранение. В то время России было не до наших «грузовиков», а теперь их уже не восстановить, к сожалению. Но если у вашей страны есть новые или модернизированные Ил-76, Cubana de Aviacion открыта для всех предложений России.

Беседовали Виктор и Ольга ОСИПОВЫ

Источник: «Пермские авиационные двигатели» № 42

 

Сайт разработан РЦИ ПНИПУ, 2014 г.