Премия имени Павла Соловьева – достойным!

15 июля 2013

В июле 2013 года в ОАО «Авиадвигатель» подведены итоги традиционного конкурса на соискание премии имени Павла Александровича Соловьева.Всего на рассмотрение конкурсной комиссии было представлено 33 работы: 22 в конструкторской и 11 в производственной номинациях.

Премия первой степени имени П.А. Соловьева в конструкторской номинации присуждена работе «Разработка и внедрение территориально-распределенной системы информационной поддержки проекта «Двигатель ПД-14 для самолета МС-21» (авторы: С.В. Бормалев, В.Е. Абрамчук, Д.А. Пряхин, А.А. Чемус, К.Н. Пименов).

Целью работы стало создание системы обмена проектными данными в среде Teamcenter Multisite Collaboration. Сегодня эта система в полной мере обеспечивает обмен конструкторской документацией, поддерживая, тем самым, актуальное состояние проектных данных у предприятий-участников кооперации: ОАО «Авиадвигатель», ОАО «УМПО», ОАО «НПП «Мотор», ОАО «НПО «Сатурн», ФГУП «НПЦ газотурбостроения «Салют», ОАО «ПМЗ», ОАО «ПЗ «Машиностроитель», ОАО «ОНПП «Технология», ОАО «ВАСО».

Премия второй степени имени П.А. Соловьева в конструкторской номинации присуждена работе «Реализация современной концепции построения автоматизированных информационно-измерительных систем на стендах ОАО «Авиадвигатель» (авторы: Х.Х. Фатыхов, Ю.В. Мелузов, И.Ю. Ахметзянов, Ю.В. Огнев).

Создание концепции и отработка требований к построению современной автоматизированной системы измерения  и управления стендовыми испытаниями двигателей выполнены с учетом достижений ведущих зарубежных фирм (MDS, Snecma), а также собственного опыта создания подобных систем. На базе выбранной концепции были разработаны и внедрены на стендах ОАО «Авиадвигатель» автоматизированные системы для испытаний газогенератора и двигателя ПД-14, а также для испытаний компрессора высокого давления перспективных авиационных двигателей.

В процессе испытаний газогенератора количество регистрируемых и расчетных параметров превысило 4500 параметров, в ходе испытаний двигателя-демонстратора ПД-14 количество зарегистрированных параметров достигло 6000.

Премия третьей степени имени П.А. Соловьева в конструкторской номинации присуждена работе «Создание научно-образовательного центра авиационных композитных технологий» (авторы: М.А. Гринев, А.А. Завадский, М.А. Кошкарев, С.В. Трошин, А.А. Томилов).

Научно-образовательный центр авиационных композитных технологий создан на базе Пермского национального исследовательского политехнического университета. Главные задачи Центра - разработка новых композитных технологий и подготовка специалистов для предприятий Пермского края.

Сравнивая современные аналогичные зарубежные предприятия (центры Boeing при университете г.Шеффилд, центр Nimitech при университете г. Тавр, центр подготовки кадров Compositec при университете г. Ле-Бурже-дю-Лак), необходимо отметить, что техническое оснащение Пермского научно-образовательного центра авиационных композитных технологий и формат его работы отвечает мировому уровню развития науки и техники.

Премия первой степени имени П.А. Соловьева в производственной номинации присуждена работе «Внедрение оптического бесконтактного фотограмметрического метода определения габаритов и линейных деформаций полноразмерного авиационного газотурбинного двигателя с помощью системы Tritop» (авторы: Ю.Н. Сорокин, Т.В. Байдина, А.А. Ширинкин).

На сегодняшний день такая система контроля деталей и сборочных единиц двигателя становится необходимым инструментом как на этапе проектирования, так и в процессе серийного изготовления двигателей. Внедрение метода бесконтактного определения их габаритов и деформации позволяет решать следующие задачи:

  • проверять фактические обводы РУ, сопла и сравнивать их с теоретическим профилем мотогондолы, проводить оценку величины отклонений реальной поверхности от теоретической и номинальной (чертежной);
  • проверять фактическое расположение реперных точек на двигателе относительно фактической системы координат;
  • проверять координаты и размеры подсоединительных мест двигателя к самолету, включая координаты сопрягаемых точек системы подвески двигателя;
  • контролировать геометрию элементов ДСЕ (трубопроводов, кронштейнов, агрегатов и т.д.) двигателя и сравнивать ее с заданной геометрической моделью двигателя;
  • сравнивать результаты замеров отдельных элементов двигателя, проводимых в вертикальном и горизонтальном положениях двигателя;
  • проводить оценку влияния положения двигателя на размеры и координаты деталей и сборочных единиц двигателя.

Премия второй степени имени П.А. Соловьева в производственной номинации присуждена работе «Разработка технологии изготовления сопловых лопаток турбины высокого давления из интерметаллидных сплавов типа ВКНА» (авторы: С.С. Ростовщиков, В.А. Елисеев, М.Е. Маркова, Д.А. Булычев, И.А. Баркова).

В процессе отработки технологии опробованы несколько методик сборки модельных блоков, различные варианты температур заливки и нагрева форм. Разработаны и апробированы технологические параметры, позволившие свести к минимуму дефектность изделий по литейным трещинам и обеспечить качество по ЛЮМ-1 контролю. Детали, изготовленные по данной технологии, успешно прошли испытания в составе газогенератора и двигателя-демонстратора технологий ПД-14.

Премия третьей степени имени П.А. Соловьева в производственной номинации присуждена «Разработке программного обеспечения и методики автоматизации расчета фактической площади проходного сечения турбинных лопаток (межлопаточных каналов лопаток) по данным оцифровки на измерительных комплексах ATOS II и ATOS III» (авторы: А.В. Микишев, А.А. Ширинкин, М.В. Ширяев).

Внедрение методики и программного обеспечения автоматизации расчета позволяет получать фактическую площадь проходных сечений межлопаточных каналов, а не только отклонения нескольких основных размеров от расчетных. Кроме этого, новая методика с соответствующим программным обеспечением позволила уменьшить время на подобные расчеты в 4 - 6 раз.

В настоящее время специалистами ОАО «Авиадвигатель» ведутся работы по созданию пакетной обработки для расчета всего комплекта лопаток целиком, автоматической генерации файла протокола измерений.

Кроме определения победителей конкурса комиссией было принято решение присвоить звание «Почетного лауреата премии имени П.А. Соловьева» начальнику отдела средств измерений ОАО «Авиадвигатель» А.Н. Саженкову.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Премии и почетное звание имени Павла Александровича Соловьева учреждены ОАО «Авиадвигатель» в знак признания его заслуг, поддержания традиций пермской конструкторской школы, а также обеспечения преемственности поколений.

Премия имени П.А. Соловьева присуждается в двух номинациях - конструкторской и производственной - за работы по созданию и внедрению конструкций и технологий, основанных на широком использовании новейшей техники в проектировании, изготовлении, доводке и эксплуатации авиационных двигателей.

Звание «Почетного лауреата премии П.А. Соловьева» присуждаются работникам ОАО «Авиадвигатель» за многолетний плодотворный труд по организации, управлению разработками и изготовлением продукции. Это почетное звание может быть присвоено работникам сторонних организаций за совместные с Обществом работы, обеспечившие создание и изготовление конкурентоспособной продукции.

Пресс-служба ОАО "Авиадвигатель".

Сайт разработан РЦИ ПНИПУ, 2014 г.