Д-30КУ-154
Турбореактивный двухконтурный двигатель
Удачная замена двигателей на дальнемагистральном Ил-62 подтолкнула руководство министерства авиационной промышленности CCCР к ремоторизации другого популярного самолета – среднемагистрального пассажирского лайнера Ту-154. В результате в конце ХХ века более 15 лет Ту-154М, оснащенный двигателями Д-30КУ-154, составлял основу гражданской авиации России.
Работа над двигателем Д-30КУ-154 максимальной тягой 10 500 кгс для Ту-154М начиналась в 1979 году. В качестве основы П.А. Соловьевым был использован газогенератор Д-30КУ. В ходе проектирования Д-30КУ-154 были доработаны некоторые системы, добавлены новые агрегаты, и в 1984 году новый двигатель был запущен в серийное производство. Установка Д-30КУ-154 вместо самарского НК-8-2 позволила сократить расход топлива в эксплуатации на 28%, что в перспективе на 10–15 лет вперед определило уровень рентабельности воздушных перевозок.
Долгие годы двигатели Д-30КУ-154 эксплуатировались в составе силовых установок среднемагистральных пассажирских самолетов не только отечественных авиакомпаний, но и правительственных авиалайнеров ряда стран мира.
В годы активной эксплуатации Д-30КУ-154 специалистами пермского конструкторского бюро продолжалась кропотливая работа по совершенствованию двигателя. Наглядный пример тому – создание системы шумоглушения со звукопоглощающими конструкциями из полимерных композиционных материалов. Всего Рыбинским моторным заводом (ныне НПО «ОДК-Сатурн») выпущено более 1500 двигателей Д-30КУ-154.