Д-30
Турбореактивный двухконтурный двигатель с охлаждаемыми лопатками первой ступени турбины
По своим параметрам турбореактивный двухконтурный двигатель Д-30 не уступал, а по многим превосходил лучшие зарубежные образцы своего класса. Созданный в необычайно короткий срок – около трех лет – этот двигатель стал самым надежным в истории отечественного двигателестроения. Разработка Д-30 была отмечена Государственной премией СССР.
Турбореактивный двухконтурный газотурбинный двигатель Д-30 для ближнемагистрального пассажирского самолета Ту-134 был создан в 1964 году. В 1966 году двигатель был запущен в серийное производство.
Двигатель Д-30 имеет двухкаскадный компрессор, трубчато-кольцевую камеру сгорания, четырехступенчатую турбину. В Д-30 впервые в практике отечественного двигателестроения были применены охлаждаемые рабочие лопатки первой ступени турбины из новейших для того времени жаропрочных материалов и реактивное сопло с лепестковым смесителем. По своим технико-экономическим показателям двигатель Д-30 находился на уровне лучших мировых образцов своего класса.
В 1969 году был создан Д-30 второй серии с реверсом тяги и улучшенной системой регулирования. Двигатель выпускался с 1970 по 1987 год и устанавливался на самолеты Ту-134А, Ту-134Б, Ту-134АК.
В 1980 году был создан Д-30 третьей серии с максимальной тягой 6 930 кгс (c сохранением тяги до
=
C) . На двигателе было увеличено число ступеней компрессора низкого давления до 5, повышен запас газодинамической устойчивости, предусмотрена система защиты от превышения допустимой тяги и температуры газа. Д-30 третьей серии выпускался с 1983 по 1993 год. Эти двигатели установлены на пассажирские лайнеры Ту-134А-3, Ту-134Б-3, Ту-134УБ-Л. Необходимо отметить, что газогенератор двигателя Д-30 третьей серии стал базой для создания газотурбинных установок для топливно-энергетического комплекса России.
Серийное производство двигателей Д-30 всех модификаций осуществлялось на Пермском моторном заводе (ныне АО «ОДК-ПМ»). Всего было изготовлено около 3000 двигателей Д-30 всех серий.
Технические данные
Д-30 2 серии
Максимальный режим Н=0, М=0, МСА
|
Тяга, кгс
|
6880
|
Максимальная температура газа
перед турбиной, К
|
1360
|
Максимальный крейсерский режим
Н=11 км, М=0,8, МСА
|
Удельный расход топлива, кг/кгс ч
|
0,781
|
Расход воздуха приведенный, кг/с
|
126
|
Суммарная степень повышения давления
|
18,6
|
Степень двухконтурности
|
1,0
|
Диаметр вентилятора, мм
|
963
|
Длина, мм
|
3983
|
Масса, кг
|
1546
|
Ближнемагистральный пассажирский самолет Ту-134
Реактивный Ту-134 стал одним из наиболее удачных проектов в области пассажирского самолетостроения. В историю российской гражданской авиации вошел как самый массовый самолет, взяв на себя львиную долю перевозок на ближнемагистральных трассах.
Первая серийная машина Ту-134 с двигателями Д-30 поднялась в небо в 1966 году. В сентябре 1967 года совершен первый пассажирский рейс по маршруту Москва – Адлер. С этого момента начинается активная эксплуатация этой замечательной крылатой машины.
По уровню шума и вибрации в пассажирском салоне Ту-134 долгие годы оставался самым комфортабельным лайнером. Самолет постоянно совершенствовали. Появились варианты с сокращенным составом экипажа (без штурмана), с новым радиолокационным оборудованием, увеличенной пассажировместимостью, улучшенными экономическими показателями.
За базовым вариантом последовали улучшенные пассажирские модификации Ту-134А и Ту-134Б, учебные самолеты для ВВС Ту-134Ш, Ту-134УБ-Л. Кроме того, на базе Ту-134 разработаны летающие лаборатории для отработки новых образцов авиационной и космической техники. Межремонтный ресурс двигателей различных серий на самолете Ту-134 и его модификациях составляет до 6 000 часов. Всего до момента завершения серийного производства в 1984 году было построено свыше 850 самолетов, из них более130 поставлены на экспорт.
Массовые поставки за границу потребовали приспособить самолет к международным требованиям. Впервые в практике отечественного самолетостроения конструкция самолета, его летные данные прошли международный контроль. Ту-134 и его модификации получили международные сертификаты летной годности, в том числе и по уровню шума на местности.
22 июнь 1966
Награждение за создание двухконтурного турбореактивного двигателя Д-30 для самолета Ту-134. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22.06.66: «За выдающиеся заслуги в выполнении семилетнего плана 1959-65 гг. и создании новой техники Главному конструктору Соловьеву П.А. присвоено звание Героя Социалистического Труда, с вручением ордена Ленина и медали «Серп и молот». Одновременно этим указом были награждены орденами и медалями работники ОКБ и завода № 19
28 январь 1967
Завершены госиспытания ТРДД Д-30 для Ту-134
9 сентябрь 1967
Начало пассажирских перевозок на Ту-134 с пермскими ТРДД Д-30